Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ
«Табатская СОШ» созданы условия организации обучения и воспитания инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети-инвалиды и дети с ОВЗ
участвуют в образовательном процессе на общих основаниях с использованием
имеющейся инфраструктуры МБОУ «Табатская
СОШ» и филиала, в том числе учебных кабинетов, специально оборудованных
учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек,
объектов спорта (спортивные залы, тренажёрный зал, спортивные площадки). В
школе работает социально-психологическая служба, оказывающая помощь учителям в
выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с обучающимися, при
изучении личности школьника, составлении индивидуальных образовательных
маршрутов. В школе работает психолого-педагогический консилиум, цель которого
заключается в обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями исходя из
реальных возможностей и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
В настоящее время 10 обучающихся занимаются по адаптированным
образовательным программам.
Специально оборудованные учебные кабинеты
На первом этаже МБОУ "Табатская СОШ" имеются учебные кабинеты с широким дверным проемом, позволяющим при необходимости использовать данные кабинеты для образовательного процесса с участием инвалидов-колясочников. Информационные таблички дублируются шрифтом Брайля, для лиц со слабым зрением. Для обеспечения образовательного процесса детей-инвалидов и лиц с ОВЗ оборудованы кабинеты, в которых имеются следующие средства обучения и воспитания: проектор, экран, компьютер, интерактивная доска, МФУ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе для проведения
практических занятий функционируют мастерские (технология), в которых ведущая
роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Имеются кабинеты
оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью:
ученические регулируемые столы со стульями, шкафы для хранения наглядных
пособий, классная доска. Имеется интерактивное оборудование (проекторы,
интерактивные доски, панели), колонки, развивающие игры. Используются наглядные
пособия, дидактический и раздаточный материал, таблицы правописания,
методические пособия; видеоматериалы.Для проведения практических занятий
оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
Имеется мобильный класс оборудованный ноутбуками. Организован свободный доступ к
местам занятий.
Перечень объектов для проведения
практических занятий:
- Мастерские (технология)
- Кабинеты «Точка роста»
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Современная библиотека постепенно находит свое место в процессе приобщения
к жизни общества детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – особая категория, недуг которых ведет их к изоляции от
общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие.
Задача библиотеки – имеющимися средствами, и прежде
всего информационными ресурсами, способствовать вхождению детей с ограниченными
возможностями здоровья в социум.
Немаловажный факт в деле обслуживания таких детей - книжный фонд. В
библиотеке оформляются тематические подборки книг – это радость чтения для
«особых детей». Здесь размещаются книги о определенным тематикам:
художественные книги, стимулирующие чтение у детей, книги с крупным шрифтом,
игры, мозаики.
В школьной библиотеке есть места для чтения, с возможностью выхода в Интернет и контролем копирования и распечатывания документов. В школе проводятся уроки чтения вслух. Обучающиеся, в том числе и инвалиды и дети с ОВЗ имеют доступ к справочной литературе: справочники, энциклопедии, словари.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
занятий физической культурой и спортом используются спортивные помещения и объекты
школы: спортивный зал; школьный стадион. Спортивный залы и стадион
укомплектованы необходимым оборудованием для командных видов спорта (футбол,
волейбол, баскетбол), а также спортивным инвентарем.
В настоящее время лиц, нуждающихся в создании особых условий для
занятий спортом, нет. Однако в случае их появления школа располагает
возможностью организовать спортивные занятия на спортивных объектах для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с учетом особенностей состояния
их здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ "Табатская СОШ" имеются следующиесредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: проекторы, экраны, компьютеры,, интерактивные доски, МФУ. Использование компьютерной техники, МФУ позволяет при необходимости подготовить для слабовидящих дидактические материалы с увеличенным размером шрифта. Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ОВЗ осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости оказывается волонтерская помощь и консультации специалистов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения инвалидов и лиц с ОВЗ на школьной территории предусмотрено ровное, асфальтированное покрытие. Доступв здание школы обеспечен в соответствии с конструктивными особенностями здания. В организации имеется входная группа без ступеней и пандусов, расширенные дверные проемы (широкие центральные входные двери, ширина рабочего полотна двустворчатой двери не менее 0,9 м). Лестничные пролёты и вход в школу оборудованы «желтыми полосами» - предупредительными знакамидля слабовидящих людей. При необходимости для обеспечения доступа в здание школы инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо. Во входной зоне расположены скамейки. Адаптированные лифты, поручни, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения в соответствии с проектной документацией здания не предусмотрены. На данный момент в учреждении не организовано дублирование звуковой и зрительной информации, отсутствует сурдопереводчик (тифлосурдопереводчик). Здание школы оснащено автоматической системой противопожарной сигнализации, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Осуществляется дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля
Специальные условия питания
Обучающие
1-4 классов, в том числе дети-инвалиды, обеспечены бесплатным горячим питаниемиз
средств федерального, регионального и местного бюджета. Для данной категории
обучающихся основной и средней школы организовано льготное питание. Столовая
расположена на 1 этаже. Качество продукции проверяется медицинским работником и
делается соответствующая запись в журнал. Осуществляется
административно-общественный контроль за организацией питания. Создана
бракеражная комиссия. Директор школы ежедневно подписывает меню. Обслуживание
соответствует тепловому режиму. Расписание занятий предусматривает перерыв
достаточной продолжительности для питания обучающихся. Классные руководители
сопровождают обучающихся в столовую.
Специальные условия охраны здоровья
О специальных условиях охраны здоровья
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм
и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
В школе работает специализированный медицинский кабинет. Медицинское
обслуживание учащихся с ОВЗ, инвалидов осуществляют специалисты Бейской
районной больницы в соответствии с договором. Приём осуществляет фельдшер,
который проводит лечебно-профилактическую работу (осмотры, диспансеризация),
противоэпидемические мероприятия, вакцинопрофилактику. В школе один раз в год
обучающиеся проходят комплексную диагностику. Медицинский кабинет оснащён
необходимыми препаратами, в том числе для детей-инвалидов.
Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие
педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога с учителями,
родителями и ребѐнком в процессе реализации ИПРА (индивидуальной программы
реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида), а именно:
·
диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего
развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных
проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в
образовательный процесс;
·
групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на
развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных
навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
·
консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося,
осуществляемое через консультативную поддержку учителя);
·
психологическую поддержку участников образовательного процесса;
·
консультативную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
·
анализ результативности и мониторинг эффективности программы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ
«Табатская СОШ» предусмотрено обучение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с
использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Табатская СОШ» и с другими
сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для
слабовидящих. Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен в библиотечно-информационном
центре и кабинетах информатики, и центра Точка Роста в соответствии с графиком
работы кабинетов. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет
действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном
процессе ресурсам сети для обучающихся закрыт.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные
образовательные ресурсы размещены в библиотеке, в которой есть выход в
Интернет. Доступ к ним всем участникам образовательного процесса, в том числе
инвалидам и лицам с ОВЗ, предоставляется ежедневно с 9.00 до 16.00.
Наличие в школе доступа к сети Интернет позволяет использовать
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на различных (сторонних)
образовательных порталах и сайтах:«Российская электронная школа»;«Учи.ру»https://uchi.ru/(интерактивная
образовательная онлайн-платформа); онлайн-сервисЯндекс.Учебник;«Якласс»https://www.yaklass.ru/(платформа
электронного образования для школ); всероссийский образовательный проект «Урок
цифры»урокцифры.рф;Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные комплексы и проекторы,мониторы), интерактивные доски. Все обучающиеся успешно осваивают основную образовательную программу. В связи с установленными заболеваниями обучающиеся в специальных учебниках не нуждаются. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для лиц с ОВЗ могут быть использованы возможности Центра специальных возможностей операционной системы Windows: распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор, экранная клавиатура и т.д.